Съемка смешанным светом. Примеры работ (продолжение)
В этой части я расскажу про фотографии, сделанные в технике смешанного света. Теперь, когда вы прочитали первую часть и подкованы теоретически, самое время реализовать полученные вами знания на практике. Примеры, представленные ниже, позволят вам понять мои идеи, эстетику. Я постарался рассказать о своих самых интересных и необычных с технической точки зрения работах.
Эта фотография сделана на мастер-классе, посвященном как раз съемке смешанным светом.
Здесь мне хотелось изобразить модель в длинном платье, которое развивается на ветру. Для того, чтобы сама модель оставалась резкой, я освещал ее импульсным светом, используя при этом теплые конверсионные фильтры, чтобы совместить цветовую температуру источников. На большой кусок материи (которая выступает здесь в роли длинного платья) я светил наоборот источниками постоянного света. Чтобы изобразить платье, летящее в воздухе, показать трепетание ткани, я должен был лишь слегка размазать ткань. Если бы я использовал короткие значения выдержки, например 1/200 или 1/100, ткань не размазалась бы, она превратилась бы в замороженную, повисшую в воздухе материю. Если бы я напротив использовал длинные выдержки, 1 секунда и более, то ткань уже полностью бы размазалась, превратилась в туман, мы бы не увидели этих красивых, трепещущих на ветру складок. Поэтому здесь надо было подобрать необходимые для этого параметры. Выдержка длительностью 1/4 секунды оказалось именно тем значением, при котором ткань лишь немного бы размазывалась, но все складки были бы отчетливо видны. Два ассистента подкидывают ткань. Еще один ассистент создает ветер(машет небольшим куском картона)
Здесь для создания эффекта пламени, красивыми лепестками взметнувшегося вокруг модели, я тоже применил большой кусок легкой фиолетовой ткани, но чтобы добиться уже большего размытия, чем на предыдущей фотографии, я должен был использовать более длинные выдержки, доходящие до 1 секунды. Два ассистента подбрасывают с двух сторон куски этой фиолетовой материи, и они расплываются в постоянном свете, создавая эффект струящейся, растворяющейся в воздухе ткани, похожей уже на языки пламени. Один источник постоянного света с рефлектором, с сотами и с надетым теплым фильтром освещает лицо и руки модели, и еще два источника с постоянного света направлены на модель с двух сторон. На них надеты дополнительные фиолетовые фильтры, призванные усилить, подчеркнуть цвет ткани. |
При создании данной фотографии я хотел сделать яркое, необычное изображение ангела. Оставим в стороне подготовку стилиста и визажиста к этому образу, то упоение, с которым мы готовили реквизит для этого слегка потрепанного нелегкой жизнью ангела, с ролью которого блестяще справилась известная модель Кристина Славинская. Остановимся на технологии создания таких крыльев. К спине модели прикреплен большой кусок белой ткани, и два ассистента с двух сторон подкидывают ткань в воздух по моей команде. Я решил их немного смазать и для этого установил два мощных рефлектора с постоянным светом, которые поставил сзади модели с каждой стороны. Они светят в сторону камеры. Для того чтобы избежать бликов, возникших из-за света, попадавшего в объектив, пришлось даже установить два флага с каждой стороны объектива (известный прием фотографов по исключению нежелательных бликов) |
На этой фотографии я хотел сымитировать естественную фотографию движущегося мотоциклиста (вернее, в данном случае прекрасной мотоциклистки). Пытаясь добиться сходства с таким стилем, но понимая, что надо оставить хоть какую-то часть центральной фигуры резкой, я решил осветить модель и верхнюю часть мотоцикла импульсным светом, в то время как на фронтальную часть мотоцикла и на колеса дать постоянный свет. Чтобы придать объем фотографии и скрыть “студийность” съемки, я добавил на заднем плане дым с помощью дым-машины, который освещает контровой импульсный источник света: “замороженный” дым на заднем плане контрастирует с размазанным передним планом кадра и еще больше подчеркивает воображаемое движение модели и мотоцикла. Теперь, чтобы смазать мотоцикл, при каждом кадре я слегка двигал камерой параллельно воображаемому движению, имитируя съемку мотоцикла на большой скорости. Все мои фотографии – это реальные снимки, сделанные в студии, и потом лишь претерпевшие небольшую тоновую и цветовую коррекцию. Однако в этой фотографии есть небольшой “фотошоп” – в редакторе убрана подножка мотоцикла, ее никак нельзя было убрать, потому что хрупкая модель не удержала бы тяжелый мотоцикл. |
Желая сделать сказочную, снежную историю, я использовал технику смешанного света, чтобы изобразить движение снега, придать дополнительный объем и динамику кадру. Вертикальные линии, которые образуются от движения камеры во время экспозиции, использование дополнительных холодных фильтров, немного снежинок в воздухе и маленькие сугробы раскиданного на полу студии искусственного снега придают фотографии воздушность и искомую “сказочность”. |
Здесь, чтобы добиться такого эффекта, я попросил визажиста нанести блестки на тело модели. Постоянный свет, отражаясь во множестве мелких отражающихся поверхностей этих блесток, и проэкспонированный 2-х секундной выдержкой с постоянным движением камерой, создает вокруг тела модели причудливый рисунок, состоящий из множества тонких цветных линий. |
На этой фотографии мы видим интересный эффект, когда импульсный свет, который на сто процентов работает в верхней части фотографии, в середине “передает эстафету” постоянному свету и совсем исчезает к нижней части. Здесь использованы два зонта – верхнюю часть модели освещает импульсный источник с теплым конверсионным фильтром, внизу использован источник постоянного света. Их мощность, взаимное расположение подобраны таким образом, что один тип света плавно переходил в другой и между ними не было четкой границы. Плавные движения камерой слегка размазывают платье, создавая причудливый эффект. |
В этой фотографии и импульсный, и постоянный свет применены без конверсионных фильтров. Установив цветовую температуру в RAW конвертере в значение 5300K, мы видим, какую цветовую температуру имеют импульсный и постоянный свет без применения фильтров: импульсный свет нейтрален, его цветовая температура соответствует установленной в RAW конвертере (или камере), тогда как постоянный свет имеет яркий оранжевый, теплый цвет. Поэтому и созрела идея изобразить такой своеобразный хвост кометы за головой модели. Для этого мне нужно было нажать на кнопку камеры, и после вспышки сделать немного волнообразных движений камеры в сторону, противоположную галогеновой лампе. Установленная справа от модели и светящая в затылок, она и создавала это причудливый рисунок, напоминающий хвост кометы. |
Мне нравится делать фотографии, когда в качестве рисующего света я одновременно использую разные типы источников, предварительно синхронизировав их по цветовой температуре и поставив настолько близко друг к другу, чтобы рисунок, создаваемый ими, практически не был различим. Тогда я могу регулировать составляющую каждого источника света в финальной экспозиции, добиваясь такого эффекта, что фотография, сделанная мною, издалека казалась бы немного смазанной, естественной, снятой как будто с рук, однако вблизи мы могли бы различить резкие детали. Смазанный эффект создает постоянный свет – он тем будет больше, чем бы больше будем двигать камеру во время экспозиции, импульсный же свет заморозит детали. Степень этого эффекта мы можем менять, либо регулируя мощности приборов, либо оперируя соотношением значений диафрагмы и выдержки камеры. |
Если в предыдущей фотографии, этот эффект присутствует едва-едва, то здесь это уже представлен в полной мере: Данную съемку я проводил в Нью-Йорке. Стилист попросила сделать фотографии, которые были бы слегка размазанные, снятые как будто с рук, но в то же время сохраняющие много резких деталей. Я нашел в студии два мощных рефлектора, каждый из которых имел несколько флуоресцентных ламп. Даже не пришлось применять никаких конверсионных фильтров, так как цветовая температура источников близка к 5600. В то же время у таких ламп присутствовал небольшой зеленоватый оттенок, и на фотографии это видно: тонирование, которое мы видим на фотографии, обусловлено как раз постоянным светом, с повышением контраста и небольшим обесцвечиванием в RAW-конвертере они приобрели такой интересный и приятный оливковый оттенок. |
Данная фотография выглядит как будто сделанная нарочито небрежно, на длинной выдержке в условиях малого количества света. Однако если присмотреться, то можно различить отдельные волоски, реснички, даже поры кожи. В этом есть своеобразная привлекательность и необычность такой фотографии: воспринимаемая изначально как “небрежная”, он, тем не менее, сохраняет все детали. |
Здесь то же самое размытие, но уже на довольно длинной, более 1 секунды, выдержке и с использование фиолетовых фильтров на источниках постоянно света. Я получаю с одной стороны эффект размытия, “софт” эффект, с другой стороны приятное “фиолетовое“ тонирование” фотографии. Применение фильтра такого же цвета при освещении фона подчеркивает и сохраняет общую тональность фотографии, как бы согласуя оттенки на модели и на фоне. |
Два мягких источника постоянного света добавлены без конверсионного фильтра с обеих сторон модели. Выдержка составляет несколько секунд, и за такую длинную выдержку мы уже получаем некое “облако” света вокруг модели. Фронтальная часть модели освещена импульсным источником. Постоянный свет же обволакивает рисунок, пересвечивает его в некоторых участках и создает ощущение “расплавляющей” жары вокруг модели. |
Я однажды проводил съемку, где делал много снимков с фигурой модели с разной степенью “размазанности”, потом склеил их в один кадр в Фотошопе, чтобы изобразить движение модели. Здесь же я задался целью сделать такую фотографию, не использую Фотошоп. Как мы видим, центральная фигура на кадре резкая, тогда как остальные размытые и плавно переходят друг в друга. Я поставил модель на темном фоне и установил перед ней два рефлектора: одни с импульсным светом, другой с постоянным, приведя их к одной цветовой температуре с помощьюконверсионных фильтров. Установил камеру на штативе таким образом, чтобы она могла двигаться только в горизонтальном положении. Экспозиция была 8 секунд, и я делал как бы 8 кадров, отсчитывая вслух время, передвигая немного камеру каждый раз, и прося модель каждую секунду менять позу, активно двигая руками и иногда приседая. Когда же я доходил до счета 5, ассистент выключал на секунду постоянный свет и нажимал на “пускатель”, на который реагировал импульсный свет и экспонировал центральную фигуру. Далее все продолжалось как прежде: каждую секунду я сдвигал немного камеру, а модель меняла позу. |
Мы добрались до создания уже художественных эффектов, когда использование постоянного света наряду с импульсным позволяет сделать множество интересных эффектов, когда фотограф порой работает уже как художник. Например, здесь, чтобы создать переплетение линий синего цвета вокруг головы модели, я надел помимо конверсионного, еще и цветной фильтр на источник постоянного света. Затем плавные покачивания камеры привели в созданию такого причудливого рисунка, который создает постоянный свет, отраженный в бликующем мейкапе модели и ее серьгах. |
Чтобы создать несколько резких линий вокруг модели, я осветил ее фронтальную часть импульсным светом, а в качестве контрового света выбрал два постоянных источника света, которые стояли с каждой стороны модели и на которые помимо конверсионных были надеты еще и синие фильтры. Немного небольших резких движений камерой во время экспозиции – и мы получаем несколько цветных линий с каждой стороны модели. Подсветка фона импульсом с таким же синим фильтром, связала эти лини с фоном, как бы сделав их его продолжением. |
В самом ближайшем будущем я хочу сделать фотографический проект, где попытаюсь воссоздать стиль известных картин только студийными, съемочными способами, исключаю любую обработку в фотошопе. Представляете, как было бы интересно сделать фотографии, которые бы напоминали стиль Ван Гога, импрессионистов, художников эпохи Возрождения, даже абстракционистов. Здесь, желая сделать кадр, напоминающий картины импрессионистов и выполняемые обычно в яркой, быстрой, размашистой манере, я использовал такую технику, чтобы создать на большей части фотографии размазанность, которая бы напоминала уверенные мазки кистью художника. Смяв белый фон, и установив с каждой стороны по рефлектору с цветным фильтром (постоянные источники света), и потом размазывая их движение камеры, я уже получил пятна, имитирующие мазки краской. Далее такими же источниками света с фильтрами я осветил голову модели в каждой стороны. Импульс освещает лишь фронтальную часть головы модели, оставляя ее резкой. Чтобы еще добавить эффекта рисования, я поставил перед лицом модели стекло, на которое нанес несколько мазков гелем для волос, повторяя воображаемые движения кисти художника. ISO 1600 (а Hasselblad весьма сильно шумит на таком уровне) добавило зернистости фотографии, создав эффект картины на холсте. |
А это уже попытка сымитировать карандашный, пастельный рисунок. Использовав несколько источников света с фильтрами разных оттенков, и лишь один из них импульсный, который светит сверху, я размазал все изображение несколько секундной выдержкой, совершая несколько покачиваний камеры из стороны в сторону, повторяя направление карандаша художника. Последующее обесцвечивании в RAW – конвертере и небольшая тоновая коррекция придала фотографии еще большее сходство с карандашным рисунком. |
А здесь уже своеобразный кубизм, абстракционизм – импульсный прибор с рефлектором, который светит на лицо модели, одновременно является и “флагом” для прибора с постоянным светом, который освещает оставшуюся часть кадра. Фотография распадается на несколько частей: одна (лицо и шея модели) хорошо прорисована, все другие части фотографии состоят из нескольких прорисованных элементов.Это немного напоминает картину абстракциониста. |
А здесь источник постоянного света добавил не только небольшое размытие, но и “сочное” тонирование, обусловленное применением желтого фильтра, фотография приобрела вид картины, написанной маслом, с яркими, иногда уходящими от реальности цветами. |
Надеюсь, приведенные примеры позволят вам точнее представить себе технологию подобной съемки, наметить для себя пути совершенствования и развития. Думаю, это не последнее мое освещение данной темы и я буду возвращаться к ней с появлением у меня новых и интересных работ, сделанных в технике смешанного света. Удачи! Дерзайте, и все получится!
Leave a Reply